Трансгены и продукты с генетически модифицированными ингредиентами (ГМ-продукты)

 

Что такое трансгены?

Трансген * transgene - ген, взятый из одного организма и перенесенный в др. организм или клетку.
ит
Трансгенный организм * transgenic organism - организм, в геном которого с использованием методов генетической инженерии перенесена чужеродная ДНК, экспрессирующаяся в нем. Первый Т. о. получен Дж. Гордоном с сотр. в 1980 г. методом микроинъекции ДНК в пронуклеус оплодотворенного яйца. Т. о. широко используются в молекулярной генетике растений.

Трансгеноз * transgenesis - искусственный перенос генов (или чаще ДНК) из бактериальных клеток в эукариотную клетку (организм), которая обычно не содержит эти гены, с помощью трансдуцирующих фаговРаботы по генетической модификации растений начались в 80-е годы прошлого века в США.

В начале 90-х первые трансгенные культуры появились на американском рынке и быстро завоевали популярность у сельхозпроизводителей благодаря своей дешевизне, быстрому росту, устойчивости к всевозможным заболеваниям и высокой урожайности. В настоящее время во всем мире трансгенные растения занимают 58 млн. гектаров, львиная доля посевов приходится на США и Канаду, где выращивается 64 вида трансгенных культур. К 2010 же году, по прогнозам ученых, все продукты, производимые в Соединенных Штатах, будут содержать генетически модифицированные компоненты. Уже сегодня объем рынка ГМ-растений в США достигает 20 млрд. долларов, а к 2020 году возрастет до 75 миллиардов.

 
Трансгены в России
На Западе многие люди отказываются употреблять продукты, изготовленные из ГМ–организмов.
Большинство европейских правительств объявило мораторий на ввоз ГМ-продуктов и обязало производителей маркировать продукты, содержащие эти компоненты.
В
отличие от стран ЕС в России отсутствует четкое понимание, связанное с измерением предельно допустимой нормы содержания ГМ-компонентов в продуктах питания.
В России с 1 сентября 2002 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил» (от 14 ноября 2001 г. № 36). В этом документе (СанПиН 2.3.2.1078-01) содержится норма об обязательной маркировке продуктов, содержащих более 5% ГМ–компонентов.
Кроме того, обязательной маркировке подлежит только конечный продукт, аналогичная правовая норма пока не распространяется на ввозимое сырье и корма.
Отсутствие подобного требования лишает смысла любые попытки воспрепятствовать производству трансгенных продуктов питания, поскольку значительная часть российских компаний использует в производстве именно импортное сырье и не имеет практических возможностей проверять его на наличие ГМИ.

Сегодня
российский потребитель вынужден исключительно на личном опыте изучать последствия употребления трансгенной продукции.
До сих пор ученые не ответили утвердительно на вопрос, связанный с опасностью содержания ГМИ в продуктах питания.

Среди очевидных аргументов в пользу трансгенных культур исследователи указывают на их безопасность и существенно более низкую себестоимость.

Помимо этого, отмечается высокая урожайность, устойчивость к неблагоприятным климатическим условиям.
Считается, что трансгенные растения могут использоваться и для производства ряда биологически активных продуктов, включая лекарственные препараты (например, интерферон, инсулин), и как съедобные вакцины против тяжелых заболеваний (гепатиты В, С, А и даже СПИД).
Польза от трансгенных растений понятна, но у противников имеется достаточно аргументов против их выращивания.
Главный из них — необратимые изменения в человеческом организме вследствие употребления трансгенов.
Последствия употребления ГМ-продуктов изучены еще очень плохо, и никто не может гарантировать их безопасность для здоровья человека.
В результате введения чужеродных генов в ГМ-растениях могут образовываться и накапливаться вредные вещества.
Наиболее распространенный пример — опыт на крысах, поедавших в течение длительного времени трансгенный картофель. Исследования показали, что вырабатываемый в его клетках токсин повлиял на размеры внутренних органов у крыс. Кроме токсинов, при пересадке генов образуются новые белки, которые могут оказаться сильными аллергенами. Так, компания «Pioneer Hi-Bred Int.» сконструировала сою с генами бразильского ореха в надежде на то, что это улучшит качество соевого белка. Исследователи из университета в штате Небраска в ходе эксперимента установили, что употребление в пищу такой ГМ-сои может вызвать у людей, страдающих аллергией на бразильские орехи, сильнейшую аллергическую реакцию.
В большинстве случаев невозможно предсказать, окажется ли тот или иной продукт опасным для аллергиков. У некоторых людей чувствительность к ГМ-продуктам может развиваться постепенно, в то время как у других аллергическая реакция может проявиться сразу после первого употребления такого продукта в пищу.
По разным оценкам, от 30 до 60% всей сои на мировом рынке генетически модифицирована. Покупая продукт, содержащий соевую муку, будь то колбаса или детское питание, мы не можем быть уверены, что производитель закупил немодифицированную муку, потому что в России даже отсутствуют отдельные таможенные коды, отдельная классификация для ГМ-продуктов. Производитель часто и сам не знает, что ему продают генетически модифицированное сырье.

 
«Черный список» Greenpeace

Международная организация Greenpeace в 2000 году опубликовала «потребительский список биотехнологических продуктов», или продуктов, содержащих ГМ-компоненты.
В список попала продукция крупнейших мировых производителей.
Это шоколад Toblerone производства Kraft (Philip Morris); M&M;, Snickers и Milky Way компании Mars; Kit-Kat компании Herschey’s; Wispa от Cadberry.
Из напитков «проштрафилась» продукция компаний Coca-Cola (Coca-Cola, Sprite), PepsiCo (Pepsi, 7-Up), шоколадный напиток Nesquik компании Nestle.
Среди «забракованных» продуктов и другие марки, широко разрекламированные на российском рынке: рис Uncle Bens, сухие завтраки Kellogg’s, супы Campbell, соусы Knorr, чай Lipton, печенье Parmalat, майонезы Hellman’s, детское питание от компаний Nestle и Abbot Labs (Similac), кетчупы Heinz, бульонные кубики Knorr и Maggy и др.
Борьба с ГМ-продуктами — одна из кампаний Greenpeace.
Она проходит под девизом: «Можно спрятать ингредиенты, но компанию не спрячешь!». Устойчивую международную репутацию скрытых производителей ГМ-продуктов благодаря Greenpeace получили компании Coca-Cola, Pepsi, Danon, Unilever (производитель маргаринов «Rama», «Делми», «Пышка», майонеза «Calve») и другие.
Активисты Greenpeace во многих странах мира проводят акции против внедрения на планету ГМ-организмов.
Никто не был «забыт»: ни научные лаборатории, ни производители ГМ-сельхозпродукции, ни производители продуктов питания, содержащих ГМ-ингредиенты. .

 
 

 

 

.:. Вверх .:. | Форум | Гостевая книга | Контакты | ©2005 by Sergey Varius


WWF Russia.
_
         
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Экстремальный портал VVV.RU

 

Используются технологии uCoz